Cайт » Первоуральск » Новости предприятий » Народный учитель. Педагогический роман

Народный учитель. Педагогический роман

28-08-2025, 15:59 фото: предоставлено Елизаветой Божиновой
Народный учитель. Педагогический роман

Сегодня знакомим с учителем русского языка и литературы школы №29, что в Прогрессе, Елизаветой Федоровной Божиновой. Ее педагогический «роман в стихах и прозе» начался еще в 1977-м, поэтому мы и выбрали участника конкурса среди учителей сельских школ. Елизавета Федоровна не скрывает, что мысли уйти, как говорится, на заслуженный отдых были. Но любовь к русскому языку, признательность учеников убеждают, что все же еще не время. И чем громче заявляет о себе искусственный интеллект, тем яснее, что вначале все же было и остается Слово.

У Елизаветы Федоровны Божиновой педагогику выбрала и дочь, сейчас Марина Венеаминовна Попова – завуч в школе №5. Притом у самой Елизаветы Федоровны не было мечты стать учителем. Скорее, получилось так, что профессия выбрала ее. За свою работу Елизавета Федоровна награждена знаками «Отличник народного просвещения» и «За верность профессии». Активное участие педагога и ее воспитанников в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах отмечено дипломами, грамотами, благодарственными письмами. Коллеги говорят, что это учитель, который умеет установить добрые деловые отношения не только с учащимися, но и с родителями, помочь им в сложных жизненных ситуациях. Добавим к этому высокий профессионализм, стремление к совершенствованию мастерства, ответственность за результаты своего дела, требовательность к себе и своим ученикам.

– Елизавета Федоровна, это – черты характера или же профессионализм, умноженный на опыт?

– Пожалуй, все вместе. Муж меня называет отличницей. Раньше я даже была с учениками пожестче, могла после уроков сидеть часами, объясняя какую-то тему или разбирая ошибки. И родители относились с пониманием, что это – во благо. Даже приносили нам поесть. К тому же я сама прошла такую школу – у нас в училище русский язык и литературу вела очень требовательный человек, которого я сейчас вспоминаю с благодарностью, это Анна Васильевна Малыха. Позже я закончила педагогическом институт в Майкопе. Русский язык я всегда любила, для меня это песня. Страдаю, когда слышу нецензурные слова.

– Вообще такая высокая планка с детства? И кем хотелось стать?

– Учеба мне давалась легко, восьмой класс окончила на пятерки. О чем мечталось? Отец – фронтовик работал всю жизнь на железной дороге, как я говорила, кондуктором. И мне тоже хотелось работать проводником, путешествовать, что, кстати, сбылось, пусть и позже. Мечтала быть актрисой – учитель тоже в своем роде актер. Так вот, как выбрала профессию. Мы тогда жили в Краснодарском крае. Документы на руки после 8 класса не отдавали, только если поступаешь, и то не в каждое учебное заведение. В педагогическое можно было уйти. Мама поехала в районо договариваться. Я получила документы и поступила в Усть-лабинское педучилище, сейчас – колледж. И нисколько не пожалела, что сложилось именно так. А на Урал попала по распределению. Я и моя подруга учились хорошо, к тому же комсомольцы-активисты, поэтому могли выбрать, в какую область СССР хотим поехать работать. Были варианты остаться и в Краснодарском крае, поехать в Омскую и Томскую области. Но мы выбрали Алапаевский район.

– Как вас встретил Урал-батюшка?

– Нас направили в поселок, куда добраться можно было только по узкоколейке, поезд ходил один раз в сутки. Впечатления были неоднозначные. Приехали с солнечного юга – а тут заморозок, в августе. Беленые хаты юга сменились на черные избы. Поскольку я уже поступила заочно на филфак, то меня сразу взяли учителем русского языка и литературы и пионервожатой. На учебу в институт ездила по этой узкоколейке. 12 лет там проработала. Была потом завучем по учебно-воспитательной работе, два года директором. А потом приехала сюда, в Прогресс, в 1989 году, тоже завучем, но перешла в учителя – это самая благодарная и благодатная профессия. Поэтому говорю, что в моей жизни было две школы. Когда исполнилось 60 лет, правда, ушла в интернат в Новоуткинске, мне хотелось работать с особенными детьми. Но все же вернулась в родную двадцать девятую.

– А чем она отличается от других, на ваш взгляд?

– Она очень домашняя, камерная. Своя. Это школа, где у меня было 3 выпуска – два 11-х класса и девятый.

– Вы согласны с выражением, что учеба – это процесс непрекращающийся?

– Да. Нас учит жизнь. Мы учимся то у коллег, то у детей. У родителей.

– А чему учат дети? Ведь сейчас другие ценности, другие возможности?

– Позволю себе не согласиться. Истинные ценности неизменны, на мой взгляд. Если говорить о том, что современные дети ставят во главу угла что-то материальное, то определенный процент таких людей был и в советской школе, есть и сейчас. Но есть люди, для которых добро, любовь, верность и патриотизм – жизненная основа.

А у детей я учусь многому. Дети, наше новое поколение, сейчас рождаются другими, будто взрослее нас. Им жить в будущем, они его лучше чувствуют. Мы хорошо знаем прошлое. Зато дети хорошо представляют себе будущее, потому что им там жить. Они идут по этой жизни легче, чем мы. Родители зачастую ориентируют их на материальный аспект (в профессии, семье и так далее), забывая про главное – жить в радости, где они будут счастливы. Проблема отцов и детей будет всегда, пока есть человечество, но, тем не менее, общество не становится хуже, хотя старшее поколение всегда журит младшее: «А вот мы...»

– Избитая тема – вредоносное влияние гаджетов. По сути, это привычка полагаться на чужое мнение. Тут не до критического мышления.

– Полностью согласна. Критическое мышление можно развивать через литературу в первую очередь, уроки обществознания. Я всегда говорю: «Читайте серьезную литературу, она научит вас думать»

– Что советуете?

– Я очень люблю Гоголя, Чехова. Толстой и Достоевский для детей сложны. Но тем не менее, со временем и к ним надо прийти. Есть и Сэлинджер, для понимания, что представляет мир взрослых и детей, насколько детям сложно в мире взрослых. Фольклор: какую бы мы ни взяли пословицу, в каждой – кладезь смысла. Кстати, дети раньше любили читать фантастику, приключения, произведения про войну, а сейчас им это не так интересно, может, современный мир их перекормил кинофильмами. И это тоже надо принять.

– Как начнете новый учебный год? Экскурсией по родному Прогрессу? Осень – очень литературное время.

– Еще не знаю. Но экскурсии, действительно, провожу. В хорошую погоду, бывает, гуляем по улицам поселка, узнаем их историю, в честь кого названы. А главное – общаемся. И любуемся красотой вокруг нас, которую мы порой в суете не замечаем.

Лента новостей

fdgdfgdfgdfgdfgdfgdfgdfgdfgfdg
{calendar}
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.