Этио-патогенетических способов диагностики РАС нет, поскольку по сей день неизвестны причины и механизмы возникновения заболевания. При постановке диагноза акцент исследователи делают преимущественно на поведенческие позиции: врач наблюдает за поведением пациента в разных ситуациях. Когда особенности поведения совпадают с определенным количеством диагностических критериев, эксперт делает вывод о наличии аутизма.
Сейчас специалисты активно используют шкалу ADOS-2. Она выступает «золотым стандартом» тестовой диагностики РАС. Ее разработала группа международных экспертов. В ее составе работал основатель центра аутизма и развития мозга при Пресвитерианской больнице Нью-Йорка Кэтрин Лорд, профессор детской психиатрии Майкл Раттер и некоторые другие.
Ее применяют для диагностики РАС у детей (старше года) и взрослых. Шкала содержит пять модулей, в каждом из которых содержится от 10 до 15 заданий. Выбор модуля зависит от возраста пациента и уровня владения речью. В процессе обследования специалист:
В процессе работы специалист заполняет форму, отмечая наблюдаемые поведенческие характеристики и уровень их выраженности. По результатам собранных данных проводится анализ каждого критерия, установленного для выбранного модуля шкалы ADOS-2. Такой подход позволяет определить наличие или отсутствие РАС. Важно: результаты интерпретируют с учетом контекста и дополнительных данных об исследуемом.
Техника не проводится для людей:
Специалист предлагает ребенку разные игровые ситуации, моделируемые с помощью набора игрушек. Обследуемый должен проявить определенное социальное взаимодействие. Все поведение человека (мимическое, вербальное, эмоциональное и другое) врач фиксирует для дальнейшего анализа.
Во время диагностики исследуемый находится в спокойной и максимально комфортной атмосфере, поэтому ведет себя так, «как может». В шкале учтены все варианты возможного поведения, которые имеют соответствующие оценочные значения.
Исследование занимает около 45-60 минут. Специалисту потребуется и некоторое время для обработки полученных данных и подготовки заключения. В результате обследования врач определяет диагностическую группу (аутизм, спектр аутизма или вне спектра аутизма), степень выраженности проявлений. Полученные данные не относят к диагнозу, поскольку данные отражает только формы поведения и особенности общения, которые были отмечены во время обследования.