На многих отраслевых мероприятиях, в том числе на Промышленно-энергетическом форуме TNF, неоднократно поднимался вопрос о будущем водородной энергетики. В период 2020–2021 годов как в деловой среде, так и среди общественности скорый переход на использование водорода считался делом ближайшего будущего. Самые осторожные эксперты пророчили наступление водородной эры через 30–40 лет, в то время как оптимисты обещали революцию в энергетике уже к концу 20-х годов.
Но с наступлением 2022 года все изменилось. Новые политические и экономические отношения между мировыми державами вызвали настоящую бурю на энергетическом рынке. Цена на нефть перешагнула отметку в $100 за баррель, а газ подорожал в несколько раз.
Многие страны стали пересматривать свои планы по отказу от ископаемого топлива, в Европе начали расконсервировать угольные ТЭС. Кризис альтернативной энергетики показал поспешность решений в области «зеленого» перехода.
Казалось бы, интерес к водородному топливу должен был упасть на фоне таких событий. И действительно, из информационной повестки этот вопрос выпал почти полностью. Но это не значит, что проблема перехода на водород стала менее актуальной. Напротив, многие специалисты считают, что именно сейчас стоит уделить ей особо пристальное внимание. Санкции и космические цены на традиционные энергоресурсы дают шанс развития водородной энергетике.
Рассмотрим основные препятствия, которые могут встретиться на этом пути:
1. Получение. Генерация водорода возможна несколькими способами, например газификацией угля, электролизом воды, пиролизом метана. Также его можно получать из водорослей и даже из твердых бытовых отходов. Самым дешевым на сегодня является водород, добытый из метана (около $2 за кг). Получение топлива электролизом из воды стоит сейчас минимум в 3 раза дороже. Но в перспективе эту стоимость можно существенно снизить. На Кольском полуострове уже создается опытный электролизный комплекс, работающий на базе ядерного реактора. Он должен заработать в 2025 году.
2. Транспортировка. Водород удобен тем, что для его доставки можно использовать существующую газопроводную инфраструктуру. В то же время нельзя забывать, что он менее плотный и более взрывоопасный по сравнению с природным газом. Поэтому, как отмечают эксперты форумов нефти и газа, без серьезной модернизации газотранспортной системы здесь не обойтись. Существует и другой интересный способ транспортировки водорода. Речь идет о палладии. Этот металл обладает удивительным свойством впитывать водород в объеме, который превышает его собственный в 90 раз. Перевозка горючего газа в палладиевых «губках» удобна и безопасна.
3. Применение. Самое перспективное направление для использования водородного топлива — это автомобилестроение. Разработкой водородомобилей занимаются крупнейшие автоконцерны мира. Многие страны принимают законы, стимулирующие покупку таких машин и развитие сети водородных заправок. В России, Германии и Франции уже готовы проекты по строительству поездов, работающих на водороде. Первый такой отечественный поезд должен начать работу в 2024 году.
У России есть хорошие шансы занять весомую долю в этом новом сегменте энергетики. К 2030 году эксперты прогнозируют потребление водорода в мире на уровне 150–200 млн тонн. Российский же экспортный потенциал оценивается в пределах 7–10 млн тонн.